Микоплазмоз

Микоплазмоз – инфекционное заболевание, симптомы которого указывают на поражение респираторного тракта, урогенитальных путей, костно-суставной ткани, крови и органов кроветворения. В клинической практике преобладают респираторные формы микоплазменной инфекции.

В 22% микоплазмозы вызывают острые пневмонии, в 6% — болезни верхних дыхательных путей. В периоды высоких эпидемиологических рисков эти цифры возрастают.

О микроорганизме

Возбудитель инфекции происходит из рода Mycoplasma семейства Mycoplasmataceae. Отличается неустойчивостью к внешним факторам и легко разрушаются под воздействием ультрафиолета, высокой или низкой температуры, дезинфицирующих средств, ультразвука.

Возбудитель не имеет клеточной мембраны, в отличие от бактерий, что позволяет ему существовать не только внутри клеток, но и во вне. Эта особенность помогает микоплазмам скрываться от клеток иммунной системы.

Заражение реализуется через несколько механизмов и путей:

• контактно-бытовой;

• половой через незащищенный половой акт;

• воздушно-пылевой;

• воздушно-капельный.

Восприимчивость здорового человека к микоплазмозу средняя. В группе особого риска лица с иммунодефицитом, системными патологиями, больные с синдромом Дауна, анемией сложного генеза. Прием иммуносупрессивных препаратов на фоне трансплантации органов и тканей тоже увеличивает риск заражения.

Микоплазмоз может передаваться от матери к ребенку, и это особенно актуально в случае урогенитальной инфекции. Вертикальный путь передачи, когда инфекция передается от матери к плоду или новорожденному, возможен как во время беременности, так и в процессе родов.

Симптомы микоплазмоз

Инкубационный период вариативен. С нормальным иммунным ответом организма инкубация длится от нескольких дней до месяца. При иммунодефицитах различной природы клинические проявления могут возникнуть спустя месяцы после бессимптомного носительства.

Урогенитальный микоплазмоз

Микоплазмоз у женщин и мужчин может поражать мочеполовую систему. Существует два вида: микоплазма хоминис и микоплазма гинеталиум. Возбудитель вызывает воспаление урогенитальных путей, что приводит к следующим заболеваниям:

• циститу – воспалению мочевого пузыря;

• уретриту;

• пиелонефриту – воспалению почечных лоханок;

• вагиниту, цервициту у женщин;

• простатиту у мужчин.

Учитывая специфичность клинических проявлений важно провести дифференциальную диагностику, выявить тип возбудителя, начать адекватное лечение микоплазмоза во избежание серьезных осложнений.

Признаки респираторного микоплазмоза

При микоплазменной респираторной инфекции на первый план выходят признаки воспаления верхних дыхательных путей:

• кашель;

• насморк;

• слезотечение;

• головная боль;

• недомогание;

• отечность носовых ходов;

• боль в ушах и другие.

Симптомы общей интоксикации обычно стихают уже через 5-7 дней. Чаще всего микоплазменная респираторная инфекция протекает по типу ОРВИ и пневмонии. В рамках дифференциального диагноза большое значение имеет рентген грудной клетки.

Интенсивность микоплазмоза, ассоциированного с поражением нижних и верхних дыхательных путей, зависит от иммунного статуса человека. При ослабленном иммунитете заболевание может протекать в виде ларингита, тонзиллита, трахеита, назофарингита, бронхита и других лор-патологий.

Диагностика

Важнейшим аспектом в диагностике микоплазменной инфекции является выявление типа возбудителя для достоверности диагноза. Большое значение имеют клинико-лабораторные исследования, которые включают серологические тесты на специфические антитела IgM, IgG, IgA. Выявление антител класса IgM считаются индикатором первичного инфицирования.

С целью исключение пневмонии показаны рентгенологические методы исследования. Больные с респираторным микоплазмозом нуждаются в консультации пульмонолога, отоларингологом, а с уретральным – уролога, нефролога.

Как лечить микоплазмоз

Лечение микоплазмоза у женщин и мужчин зависит от типа возбудителя и клинических проявлений. Основной протокол:

• этиотропная терапия антибиотиками;

• симптоматическое лечение для купирования симптомов;

• поддержание ремиссии и профилактика хронизации витаминами, иммуностимуляторами, процедурами физиолечения.

При осложненном течении микоплазменной инфекции оправдано назначение гормональных препаратов.

Прогноз при микоплазмозе благоприятный, особенно при течении инфекции по респираторному типу. Прогноз отягощается при осложненном клиническом анамнезе, иммунодефицитах, ослабленном состоянии больного. Не занимайтесь самолечением – обратитесь к врачу.

Статья носит информационно-ознакомительный характер и не является инструкцией к действию.